Жители Подмосковья недовольны мусорной реформой

Фракция «Справедливая Россия» организовала в Московской областной думе круглый стол «Реформа мусорной отрасли, социальный аспект». Участниками круглого стола стали представители Госдумы, Общественной палаты, муниципальные и региональные правительства. 

По словам Игоря Чистюхина, руководителя фракции «Справедливая Россия», зампредседателя Московской областной думы, переход на раздельный сбор мусора проводится во всех странах, но Подмосковье только начинает реализацию программы. Он добавил, что есть много моментов, требующих доработок – включая тарифную сетку, мусорные площадки. Специалисты планируют изучить рассмотренные на круглом столе предложения, включить наиболее актуальные из них в резолюцию и направить ее в правительство области, местные органы власти и общественникам. 

На круглом столе обсуждались спорные обстоятельства, сопутствующие переходному периоду, – тарифы, графики вывоза мусора, наличие контейнерных площадок. 

Участники круглого стола рассмотрели взаимодействие власти и граждан в отношении мусорной реформы и сделали акцент на необходимости объяснить людям новшества переходного периода, получать от населения обратную связь, используя ее в решении выявленных проблем. 

Игорь Чистюхин продемонстрировал собравшимся лицам первую полосу номера газеты «Одинцовская НЕДЕЛЯ». По его словам, ситуация в Одинцовском районе сложная: внедрение реформы сопровождается трудностями. Депутат сделал небольшой экскурс в историю и напомнил про соляные бунты в 1648 году, когда поднятие цен на соль привело к частичной смене власти, убийству многих судей и государственных деятелей. Игорь Чистюхин выразил намерение не допустить подобных волнений в обществе из-за мусорной реформы. 

По мнению Игоря Чистюхина, на текущий момент социальная коммуникация почти полностью отсутствует, включая взаимодействие между региональными операторами и потребителями. Одно из объяснений этому – монополия региональных операторов: если юридические и физические лица хотят внести правки в предложенный договор, то у них нет возможности это сделать. Подобное положение дел рискует привести к опасным социальным последствиям. 

Первая часть круглого стола была завершена предложением депутата разработать предложения и предотвратить отрицательные социально-политические последствия для региона. 

Проблемы с начислением платы за вывоз мусора с квадратного метра 

Светлана Разворотнева, член Общественной палаты РФ и исполнительный директор национального центра общественного контроля ЖКХ утверждает, что по всей территории России люди почти не имеют понятия о том, какие цели и задачи преследует мусорная реформа. По ее словам, 12% из 8 тысяч обращений, направленных в Общественную палату, относятся к сфере ТКО. Больше всего людей волнует начисление платы за вывоз мусора не с количества жильцов в квартире, а с квадратного метра. 

Расчет платы по квадратным метрам действует в Московской области и еще нескольких регионах страны. Людей вынуждают платить за все имущество, которое находится у них в собственности. При этом непринципиально, есть ли у них мусор, живут ли они по данному адресу. 

Текущее законодательство не устанавливает порядок перерасчета платы за квартиру, в которой человек на данный момент не проживает. По этому вопросу уже проходили судебные разбирательства в Ленинградской области. Суды установили, что такой порядок начисления действительно несправедливый. 

Мусорную реформу необходимо было начать по-другому 

Дополнительно Светлана Разворотнева перечислила и другие проблемы: 

  • начисления по двойному тарифу, выставление счетов тем, кого уже нет в живых, и иные проблемы с выставлением платежных документов;
  • нехватка контейнеров, площадок;
  • трудности с заключением договоров: управляющие компании и ТЖС пытаются оформить договор с региональным оператором с начислением по факту накопления мусора, однако сопротивление вынуждает их обращаться в суд;
  • жители утверждают, что порядок вывоза мусора не продуман. 

Наличие в тарифе инвестиционной составляющей тоже вызывает у людей много недовольства. Население не понимает, почему необходимо оплачивать будущее имущество регоператоров, на котором они будут получать прибыль. 

Мусорная реформа должна была начаться с разработки инфраструктуры, проверенных методик расчета. На текущий момент представители власти пытаются наверстать упущенное. Работа созданного экологического оператора только начинается – регионы вынуждены решать подобные проблемы самостоятельно. 

Завалы мусора по-прежнему не исчезают 

По словам Галины Уткиной, зампреда комитета Московской областной думы по экологии и природопользованию, именно жители задают рассмотренные вопросы. Галина Уткина утверждает, что расчет платы за вывоз мусора должен основываться с количества жильцов в квартире. Это позволило бы ослабить социальную напряженность – люди не понимают, почему один человек должен платить столько же, сколько бы платили несколько жильцов. 

По словам Галины Уткиной, на недавнем совещании «Убедительных ответов на поставленные вопросы» специалисты Рузского регионального оператора не предоставили объяснений. По этой причине запланировано расширенное заседание, в котором примут участие муниципальные руководители, формирующие этот блок. 

Галина Уткина утверждает, что нарушение сроков вывоза мусора вынуждает их потребовать четких ответов на поставленные вопросы. Объемы мусора на дорогах не позволяют автомобилям проехать. Планируется проведение завершающей трибуны по работе регоператоров за истекший период, так как завалы мусора не исчезают. Недовольство населения оправдано, ведь люди готовы сортировать мусор и уже платят повышенные тарифы, однако улучшений не наблюдается. 

Регоператоры включили в тарифы инвестиционную составляющую 

Денис Кузнецов, заместитель гендиректора «Экопромсервис», выступил в качестве представителя всех регоператоров. По его словам, необходимо отнестись с пониманием к имеющимся проблемам, поскольку новая инфраструктура только создается, а прежние модели работы давно устарели. Создание инфраструктуры требует дорогостоящего строительства перерабатывающих заводов, разработки технологий по компостированию мусора. Тариф регоператоров состоит в том числе и из инвестиционной составляющей. 

Как добавил Денис Кузнецов, регоператор – прозрачная структура. Но в этой сфере есть существенные недоплаты, и возникает ситуация, когда добросовестные граждане платят за тех, кто уклоняется от выплат. Основная проблема – сложности во взаимодействии между УК, местными органами власти и регоператорами. 

По мнению населения, мусорную реформу необходимо приостановить 

Дальнейшая часть обсуждения была отведена мнениям общественников. По их словам, мусорная реформа плохо продумана, несправедливо и насильно спущена сверху. Некоторые общественники заявили, что система двух баков разрушает уже действующую систему качественного раздельного сбора мусора. 

Представители данной сферы требовали изменить порядок расчета тарифов с количества квадратных метров на количество жильцов (или фактический объем мусора), а также приостановить проведение реформы до тех пор, пока она не будет доработана. 

К основным высказываниям и вопросам общественников относились следующие: 

  • почему необходимо «учить работать» регоператора за деньги населения;
  • почему граждане выступают кредиторами и инвесторами, вкладывая средства в развитие комплексов регоператоров;
  • если граждане становятся инвесторами, то они должны стать собственниками предприятий, контролируя их строительство;
  • если граждане становятся кредиторами, то государство должно обеспечить их обязательствами, что необходимо прописать в федеральном законодательстве;
  • откуда регоператоры взяли действующие нормативы, в то время как при покупке товара население оплачивает экологический сбор. 

По мнению общественников, федеральный закон уже изначально был плохо продуман и проработан. Монополизации подлежит сам мусор (вторсырье, стоящее денег), а не услуга по его вывозу. Населению за отходы необходимо доплачивать, а не обязывать людей платить непосильные взносы. 

Также напряженность в обществе наблюдается по той причине, что доверие к власти у людей подорвано. Граждане требуют приостановки реформы с целью ее последующей доработки. 

Представитель общественности Сергиева Посада сказал, что действия уполномоченных лиц нужно проверить на предмет наличия уголовного преступления по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», ведь деньги у населения берут уже долго, однако организация услуги началась не так давно. Также проверки требуют инвестиционные проекты компаний с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. 

Заключительные положения круглого стола 

Регоператоры столкнулись с обвинениями от общественников в многочисленных нарушениях и плохо организованной деятельности. Представители региональных операторов постоянно утверждали, что их работа не нарушает законодательство. Обсуждения круглого стола оказались напряженными, и председательствующему приходилось несколько раз просить участников успокоиться. 

По итогам обсуждений в правительство Московской области будет направлена резолюция с кратким обобщением выдвинутых предложений. 

Заполните форму ниже для заказа вывоза мусора
+7 (495) 776-01-25