Вывоз мусора и снега
+7 (495) 776-01-25 +7 (985) 776-01-25 vivozim zakaz@vyvezem.ru

Проблемы развития системы обращения с отходами

Очевидно, что отставание уровня развития отечественных систем, обеспечивающих обращение с отходами, от передовых аналогов европейских стран составляет 10–15 лет. Вливание средств налогоплательщиков в те или иные проекты пока не обеспечивает желаемого улучшения санитарной и экологической обстановки. Совершенствование системы сбора и выполнение операции вывоз твердых бытовых отходов (вывоз ТБО) существенно сдерживается неопределенностью с перспективой развития переработки. Весьма рискованно разрабатывать и запускать в серийное производство новые системы специализированного оборудования, машин и механизмов, конструкций пунктов временного хранения отходов без четкого понимания перспектив. Надеяться на то, что рыночные механизмы путем саморегулирования настроят систему обращения с отходами на оптимальный режим и достаточно только поддерживать конкуренцию, непродуктивно.

Действующие законодательная и нормативная базы были разработаны для иных условий функционирования системы по обращению с отходами и сегодня, в новых условиях хозяйствования, препятствуют развитию последней. Нужен пересмотр норм. К примеру, нормы эксплуатации жилищного фонда устанавливают, что бытовые отходы необходимо удалять от домовладений не реже чем один раз в два дня. Эффективно собирать ценные фракции отходов (макулатуру, упаковочные отходы и др.) с такой периодичностью невозможно, потому что в данном случае придется либо собирать «воздух», опорожняя полупустые контейнеры, либо осуществлять неоправданно большой пробег специализированных автомобилей до заполнения приемных бункеров сырьем из контейнеров малой емкости. Указанная норма не позволяет использовать контейнеры большого объема для сбора ценных сырьевых фракций, скажем, в течение недели или двух недель (как это практикуется в западных странах), что делает систему раздельного сбора отходов экономически несостоятельной.

Вывоз мусора выполнять необходимо раздельно по виду ТБО и в сроки, рентабельные с точки зрения транспортных затрат. Следовательно, заботясь об эффективном использовании средств населения, собираемых в целях «оздоровления» города, необходимо не только поддерживать конкуренцию, но и регулировать рынки, содействовать развитию бизнеса, увеличению капитализации отрасли. Как отмечалось выше, приоритеты общеизвестны: минимизация, ресурсосбережение, уничтожение опасных свойств отходов. Однако население и обслуживающие организации ни экономически, ни каким-либо иным образом не заинтересованы в соблюдении указанных приоритетов.

Необходимо развитие новых механизмов для достижения поставленных целей. В настоящее время перспективное планирование не организовано, контрольные показатели, к достижению которых необходимо стремиться, не установлены. В лучшем случае звучат заявления о том, что уровень переработки желательно повысить до определенного процента, но без детализации того, сколько и какой товарной продукции будет получено в результате проведенных мероприятий, без упоминаний об экономической составляющей. Несмотря на заявления, основным методом утилизации отходов остается вывоз мусора на специально оборудованные объекты. По всей видимости, оценку ключевых проектов, существенно влияющих на рыночные условия, должны осуществлять квалифицированные специалисты институтов, объединяющих интересы населения, бизнеса и власти, а не 3–4 чиновника соответствующего комитета администрации. Или сами комитеты желательно формировать из квалифицированных представителей указанных групп влияния.

Перспектива выхода на новую траекторию развития весьма привлекательна. Если организовать раздельный сбор опасных и влажных органических отходов, то имеющиеся заводы, перерабатывающие мусор, станут производить качественный компост, а треть отходов, накапливаемых населением города, избежит складирования на полигонах. Если на пунктах сбора мусора установить емкости (объемом от 3 до 5 м3) для раздельного складирования утильных фракций и ввести действенные стимулы для населения, то вторсырье станет выгодно собирать с пунктов временного сбора мусора и еще около половины ТБО не надо будет складировать на полигонах. При этом вывоз мусора станет не таким затратным. Оставшиеся отходы можно подвергнуть механико-биологической или термической переработке, в результате чего отпадет необходимость в сооружении новых полигонов, так как от первоначального объема отходов останется незначительная часть. Описанный метод обращения с отходами позволяет содействовать сохранению ресурсного потенциала отходов, поддерживать должный уровень санитарно-эпидемиологической обстановки.

Ввод новой системы обращения с отходами – задача комплексная. Весьма существенным является то, что жители вместо одинакового для всех платежа (фактически оброка за вывоз мусора, утилизацию/захоронение мусора) станут вносить средства «за опорожнение бака», что даст им возможность экономить средства за счет участия в минимизации образования отходов, раздельном сборе, ресурсосбережении и фактически оздоровлении окружающей природной среды. Замкнутый цикл – это современный и наиболее эффективный метод обращения с отходами. Организация ресурсосбережения посредством использования технологий раздельного сбора отходов содействует развитию малого и среднего бизнеса, созданию рабочих мест, повышению ресурсной безопасности, сохранению окружающей среды, экономии средств населения.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
3000 6800 7700
3300 7700 8800